Sharing
makes you
awesome!

Интервью с Андрэ Коньярдом
Стэнли Пранин. Часть первая.
Оригинал статьи на aikidojournal

Вернуться к списку статей >

Андре Коньярд родился во Франции в 1954 году. Ему было 17 лет, когда он начал преподавать айкидо взрослым, открыв пять додзе в ряде городов Франции. Четыре года спустя, он получил французский диплом государственного образца для обучения дзюдо, айкидо, каратэ и кэндо. В 1973 году он встретился Хирокадзу Кобаяши Сэнсэя (1929-1998), прямого ученика О-Сэнсэя Морихея Уэсибы.

После двадцати пяти лет практики под руководством Кобаяси Сэнсэя, Андре Cognard был назначен преемником Кобаяси Сэнсэя в качестве главы Kokusai Aikido Kenshukai Kobayashi Hirokazu Ryu Ha. В 1982 году он основал Académie Autonome d’Aikido (Автономная Академия Айкидо), где айкидо преподается с помощью традиционных методов, а также при теоретической поддержке психологии, философии, западной и восточной медицины.

В 2003 году он открыл в Бург Аргенал, Франции, Kobayashi Hirokazu Kinen Айкидодзё, традиционный додзе, посвященной своему учителю и место для учебных курсов для Инструкторов. Коньярд Сэнсэй проводит семинары по айкидо и Айкисинтайсо по всему миру, и является автором нескольких книг по боевым искусствам. Он также является одним из самых высокопоставленных представителей Дай Ниппон Бутоку Кай: титул ханси был дарован ему в апреле 2012 года, на четвертой Всемирной Бутоку Саи, состоящейся в Бутокудэн в Киото, Япония.

Aikido Journal:
Сегодня 24 июня 2013. Мы здесь в Лас-Вегасе с Андре Коньярдом сэнсэем, который путешествует и проводит семинары в Мексике и в США, прежде чем вернуться во Францию. Одна из целей нашей сегодняшней дискуссии — рассказать другим о Хирокадзу Кобаяси Сэнсэе, который был одним из великих послевоенных японских Сиханов и кто не так хорошо известен, как другие вне массового айкидо. Я думаю, что причина того, что многие не знакомы с Хирокадзу Кобаяси Сэнсэем проистекает из его политики и, вероятно, того, что он жил в Осаке, а не в Токио.

Давайте поговорим о вашей первой встрече с Кобаяси Сэнсэем, что Вас больше всего впечатлило в нем и как же это определить вашу карьеру в айкидо?

Коньярд Сэнсэй:
Я был слегка диким ребенком. Я хотел заниматься боевыми искусствами с юных лет, очень, очень рано. А мои родители были не согласны. Это не было семьей вообще. Там было все очень сложно. Там не было никаких додзе, ближайший додзе был далеко, в 50 км (31 милях) от дома. Это просто было невозможно. Мне пришлось жутко настаивать, чтобы начать.

Я начинал заниматься айкидо при ACFA. ACFA это Association Culturelle Française d’Aikido (Французская Культурная Организация Айкидо); это было группа Нобуеси Тамура Сэнсэя во Франции. В то время, группа Андре Ноке Сэнсэя была официальной группой во Франции. Они были связаны с FFJDA. Группа Тамура Сэнсэя, который представлял Айкикай, не была официально признана во Франции.

Я начал работать в этой группе. И встретил Тамуру Сэнсэя. Мне посчастливилось быть в додзе, где учитель приглашал Тамуру Сэнсэя и Норо Сэнсэя поочередно. Мы видели их часто в додзе. Вот где я начинал. Я также практиковал с Масамити Норо Сэнсэем в Париже. Будучи подростком, я приобрел привычку поездок в Париж. А благодаря Норо Сэнсэю, я также встретил Кацуаи Асаи Сэнсэя, который приехал в Париж; они были хорошими друзьями. Часто были они оба. А тренировки проходили в течение всего дня. Трудно не критиковать, но в то время атмосфера в группах не была хороша, было много соперничества.

Из-за политики?

Да, по сути из-за политики. В моей группе, нам сказали, что Федерация является врагом, не ходите туда. Мы были вынуждены выбирать между учителями. Мы должны были выбрать, там и тогда. Когда вы новичок, это немного сбивает с толку.

Мое любопытство подтолкнуло меня пойти посмотреть Хироо Мотидзуки Сэнсэя (сына Минору Мотидзуки Сэнсэя). Он уже был там. Я практиковал немного. А потом я добрался до пункта, где я не был удовлетворен. Я занимался дзюдо и каратэ, и я серьезно начал заниматься кендо. Но я не был удовлетворен; было то, что я просто не мог понять. Был разговор о гармонии, и т. д., а я видел соперничество. Так что я почти решил прекратить заниматься. Мне было 19, и однажды, когда я смотрел на себя в зеркало, я решил: «Теперь ты должен найти своего учителя или остановиться».

Я не знал, где я найду этого мастера, так что я думал об Андре Ноке. Я никогда не встречался с ним, но я подумал: «Может быть, у него есть что-то, так как они все соглашаются, критиковать его. Они не оправдывали мои ожидания, но они все соглашаются нападать на него. Поэтому, возможно, это то, что я ищу».

Я переехал в Париж на два или три месяца, и пошел к его додзе, представляя что я увижу. В то время его додзе был на улице Серван в Булонь-Бийанкур, коммуне в западном пригороде Парижа. Позже он сгорел. Я начал заниматься с ним. Это было то же айкидо, которым я занимался в другом месте. Я не смог увидеть большой разницы, и я задавался вопросом, почему было так много критики в его сторону. Я не мог понять. После двух месяцев я думал, что этого достаточно. Это то же самое.

Наконец, я решил прекратить заниматься айкидо. Вот почему я приехал в Париж, так что я взял все, что имел, положил в машину и уехал. На шоссе, я думал, что это несправедливо, не быть честным с Ноке Сэнсэем; не сказав ему. Так что я вернулся, пошел в додзе и ждал, пока тренировка не закончилась. Я сказал ему: «Ноке Сэнсэй, я решил оставить айкидо».

Я сказал: «Я пришел к вам, потому что я не знал вас, и я был неудовлетворен». Его волосы были очень короткие в то время. Он выглядел очень обеспокоенным. Вот каким он был. Он потер голову. Тогда он сказал: «Слушай, есть додзе в бассейне в Булони; завтра будет учитель. Его зовут Кобаяси, 8 дан. Ты должен пойти и посмотреть, тебе должно понравиться».

Я никогда не слышал имя Кобаяси. Восьмой дан был очень высоким уровнем в то время. Тамуру Сэнсэя и Норо Сэнсэем не были 8 даном; они были 6-м даном. И нам постоянно говорили, что Тамура Сэнсэй был единственным. У О-Сэнсэя есть только один ученик, его духовный сын, вы идете через него или вы не добираетесь никуда в айкидо. Мы слышали это все время, и поэтому я подумал, что это странно. Я думал, есть два варианта, либо Кобаяси самозванец, или мне лгали в течение многих лет. Так что я хотел узнать. Я пошел туда, и когда я прибыл, это произошло очень просто.

Мастера, которых я встретил, медитировали перед нами. Когда Сэнсэй пришел на мат, он медитировал перед камидзой. И просто увидев, как он идет, двигается, я вспотел и мое сердцебиение ускорилось. Это была сильная эмоция. Было не похоже, что он шел, но как бы скользил. Мне казалось, что он был на колесах. Как будто он не должен двигать свои ноги. Как если бы он был скользящая статуя. Он сидел рядом с камидзой, начал медитацию, повернулся к нам и поклонился. Когда он встал и я увидел его лицо, я подумал, что я его знал. Его лицо казалось таким знакомым. Моя первая реакция была: «Он не японец!»

Я убеждал сам себя: «Конечно, он японец». Он встал и сделал мисоги. Это был первый раз, когда мы увидели его. Я покажу вам позже, что он сделал, я до сих пор делаю это. Никто не знал, что он делает. Мы все были потеряны. Потом он остановился. Он сказал, чтобы я подошел и дал мне сигнал, немедленно, сразу.

В то время, люди боялись его, потому что у него был такой вид, ежик, гладкие усы. Он был очень хорош, но люди боялись его из-за его вида. Он показывал технику, но немного как O-Sensei. Он делал никке, ирими, сихонагэ, йоко ирими и т. д. Затем, он становился в углу, работал самостоятельно, и исправлял очень мало. Много людей были довольно напуганы. Через некоторое время, он сильно изменился. Он много улыбался, его волосы выросли, и все думали, что он был очень хорош. Но он был одновременно, очень хорошим с людьми в целом, на публике и т. д., но как мастер, в близких отношениях, он был очень требовательным.

Кто пригласил его на семинар?

Андре Ноке пригласил его. Андре Ноке пригласил его первый раз. Первые семинары в 1971, 1972 в Ла-Боле и Андре Ноке за этим.

Интересно, как учитель Ноке узнал Кобаяси Сэнсэя?

Я думаю, что они встретились в Японии. Я даже уверен. В Токио и Ноке Сэнсэй отправился в Осаку, чтобы увидеть Кобаяси Сэнсэя. Это то, что я слышал.

Вы нашли учителя?

Да, это было сразу очевидно для меня.

С точки зрения практики и обучения как же изменилась ваша жизнь?

К концу семинара я был взволнован, по нескольким причинам. Во-первых, потому что он позвал меня даже при том, что там были сотни людей. Это казалось так удивительно. Это походило на ответ на мою мечту, поиски моего учителя… так что я был взволнован. Но было и то, что меня удивило. Когда вы были уке вы обычно падали, потому что было больно, потому что вы были вынуждены падать. Он сразу же сделал никке и ирими. Это первое, что он сделал со мной. ПАМ! ПАМ! И я не мог понять это. Я не мог понять, я был на земле, а затем завис горизонтально в воздухе, в метре над землей. Я не чувствовал боли. Я ничего не чувствовал. Это было его айкидо. Это было типично для того, что он сделал. И это сильно удивило меня. Это было невероятно! Это был еще один вид айкидо.
Я пошел к нему в конце занятия, там был переводчик, и я попросил его перевести. Я был в восторге. «Это удивительно, замечательно. Скажите мне, что я должен сделать, и я сделаю это».

Он слушал, смотрел на меня и издал «Пффф», а затем ушел.

И это было началом чего-то очень трудного. Я твердо решил быть всюду, где он будет в Европе. И я сделал это. Но он никогда не видел меня, кроме, когда я был уке, потому что я был уке. Но за пределами татами, я не существовал. До того дня, когда он дал мне знак в конце класса. Он дал знак, оп, и я последовал за ним. Тогда он взял меня в ресторан, мы сели и он начал говорить на японском языке, который я абсолютно не понимал.

Сколько вам было лет?

Мне было 19 лет, когда я встретился с ним. Он говорит по-японски часами, и часами, и часами. Постепенно я понял, и постепенно я начал говорить. Я никогда не изучал японский. Я никогда не изучал ни слова, потому что у меня никогда не было времени. Я был настолько погружен в работу с ним, что у меня даже не было времени на изучение. Он сказал: «Теперь вы должны приехать в Японию». Так что я отправился в Японию. Первый раз я пробыл там три месяца.

Когда я вернулся, он сказал, что больше не нуждается в переводчике: «Ты будешь переводить». «Но Сэнсэя, я не способен переводить»

«Интуиция.. Если вы не понимаете интуитивно, вы никогда не поймете ничего. Или вы понимаете интуитивно и даже, если вы ошибаетесь, они поймут. Или вы не понимаете интуитивно, и вы можете перевести, так, как вы хотите, они не поймут».

Это всегда было его дело. Вы должны чувствовать, постигать интуитивно. Это было действительно его точка зрения на передачу знаний.

А в Японии вы начали изучать японский серьезно?

Я никогда не изучал японский.

Никогда?

Никогда. Он говорил со мной, просто так, как моя мать говорила со мной по-французски. Он говорил со мной и все тут.

Вы никогда не изучали правописание?

Ничего. Я никогда не изучал. Немного катакана и хирагана и несколько кандзи. Он говорил со мной. Вот и все. В начале, он использовал много Осака-Бен, диалект Осаки, но я не знал. Когда я был с людьми из других областей, я не понимал, что они хотели. Они смеялись, и они говорили: «Нет, это Осака-бен». После я разобрался, но мне потребовалось некоторое время.

Были ли другие европейцы в додзе?

В то время нет.

Было ли это Buikukai?

Да, это был Buikukai. Был Будо-центр, и додзе Showacho но большинство тренировок состоялась в университетах.

Когда вы поехали в Японию у вас уже было несколько додзе во Франции и Италии?

Когда я начал ездить в Японию, я уже начал преподавать в Италии, но у меня не было додзе, у меня еще не было группы в Италии. Я учил в додзе других организаций. Во Франции, в тоже время, да, я открыл несколько додзе. У меня был сильный характер и поэтому я был весьма гиперактивный. Я делал много.

Он начал ходить исключительно в додзе вашей группы или он ходил куда-либо еще?

Нет, он ходил не только в мои додзе, слава богу. В 1977 году, в один прекрасный день, когда мы были вместе, он спросил меня что-то, он сказал: «Вы действительно хотите заниматься айкидо?»

Я чувствовал, что это все, что я делал, так что я был удивлен его вопросом. Я ответил: «Конечно, Сэнсэй, я действительно хочу заниматься айкидо».

«Отныне вы станете профессионалом». Это была его точка зрения. Если это ваше средство к существованию, вы действительно работаете, и вы принимаете себя. Он также имел другую точку зрения: чтобы быть хорошим профессионалом, вы должны быть «голодным».

Во Франции в то время он знал, что это было бы невозможно, это было ужасно, не было никаких профессионалов. Я думаю, что он знал, что я хотел бы сделать это в любом случае. Это действительно было тяжелым испытанием.

В 1981 году он сказал мне: «Слушай, если вы действительно хотите развивать мое айкидо, я думаю, что вы должны покинуть федеральную систему. Это будет не возможно в рамках федеральной системы. У них спортивный взгляд, а вы должны принять традиционную точку зрения: додзе, учитель и ученики. Люди не должны говорить между собой, чтобы знать, что делать».

Он сказал: «Если вы хотите, я дам вам некоторые рекомендации, но вы должны создать что-то независимое».

Тогда, в 1981 году, я согласился. У меня было 5 додзе, о которых я постоянно заботился, в том числе очень большое в Лионе, где было около 180 человек. Поэтому я сказал: «Да, я создам это, но предварительно мне нужны квалифицированные инструкторы».

Поэтому сначала я создал школу подготовки учителей, которая до сих пор существует. Я взял старых студентов, и мы проработали то, что нам нужно, чтобы эффективно обучать учителей. В 1982 году мы официально зарегистрировали Académie Autonome d’Aikido (Автономная Академия Айкидо), известная как 3А. Это делает нас самой старой организацией айкидо во Франции сегодня.

Это интервью будет опубликовано на английском, поэтому могли бы вы объяснить динамику французских организаций? В то время было айкидо в федерации дзюдо? Когда вы стали независимыми, независимо от чего?

До 1972, я думаю, что официальная федерация была FFJDA. Возможно, немного дольше, я не могу точно вспомнить. Потом был UNA, Union Nationale d’Aikido (Национальный Союз Айкидо).

Была неудачная попытка унифицировать школы Тамура Сэнсэя, Ноке Сэнсэя и Мотидзути Сэнсэя. Это было в 1975 году. Я хорошо помню, что это привело к очень быстрому распаду. Между тем, группа Тамура Сэнсэя была официально одобрена. Это было единственным развитием.

Группа Ноке Сэнсэя ушла в подполье. Что касается Мотидзуки Сэнсэя, я думаю, что он оставил всякую надежду в отношении мира айкидо и двинулся вперед своим путем.

Я не знаю, какое название Федерации было в то время. Поэтому я оставил официальную федерацию для создания 3A. Это было нелегко. Мои намерения были неправильно поняты, и я был подвергнут критике и нападкам. Но я следовал своим путем, тем, который показал мне Кобаяси Сэнсэй. Мне было все равно, что другие думали об этом в то время. Я не был заинтересован в их точке зрения. Меня интересовала только его.

Я знаю, что после этого были государственные дипломы Это было до…

У меня уже был диплом государственного образца. Я был сертифицированным инструктором с 1975 года. В то время было три уровня, у меня был третий уровень в качестве преподавателя дзюдо, айкидо, каратэ с опцией айкидо. Я получил его в сентябре 1975 года.

Вы имели право преподавать айкидо профессионально?

Да, именно так.

Это на всю жизнь?

Да. Это диплом государственного образца, профессиональная степень.

Таким образом, вы создали Независимую Академию Айкидо идя на встречу пожеланиям своего учителя?

Да. Это не был приказ. Он всегда был очень осторожным, чтобы не сдерживать нас. Но он хотел бы вдохновить нас. Он на самом деле мне очень помог. Например, создание рабочих листов для экзаменов на уровень. Списки техник для различных уровней кю. Он принимал участие в нашем развитии.

Он был из Осаки?

Да.

Они искусны в бизнесе, не так ли? Это город купцов. Может быть, он имел некоторые знания?

Возможно, но на личном уровне он никогда не был заинтересован в деньгах. Если мы организовали экзамен, мы взымали небольшую плату, но он никогда не брал долю. Деньги оставались в группе. Он никогда не брал ничего. Он был очень особый, отличный от других.

Когда он пришел, чтобы провести семинар, мы пытались определить плату, но он никогда ничего не решал. Он говорил: «Это зависит от вас, делайте, как вы хотите».

Дал бы я ему 500 евро или 5000 — он бы сказал «спасибо, спасибо вам большое». Это была не его проблема, на самом деле. В этом отношении он был очень свободным. Это было удивительно.

Во Франции с точки зрения японцев был Тамура Сэнсэй, Норо Сэнсэй в Париже, и Тада Сэнсэй в Италии. Вы создали независимую организацию, в которую вошел и японский учитель, ничего не сказав Хомбу Додзе? Были ли из-за этого проблемы?

Да, это создало проблемы с Хомбу Додзе, не для меня, но для Кобаяси Сэнсэя. Его позиция была в том, что люди были свободны, чтобы учить, где они захотят. Он сказал: «Хомбу Додзе не было волей О-Сэнсэя. Хомбу Додзе не зависело от воли О-Сэнсэя. О-Сэнсэй не выступали против, потому что это был его сын. Но О-Сэнсэй на самом деле не соглашался. И О-Сэнсэй всегда считал, что человек был свободен учить. Так как я прежде всего ученик О-Сэнсэя, я не интересовался тем, как считает Хомбу Додзе».

В Японии из-за преданности семье Уэсибы, Японии и японским принципам, он проводил экзамены для Айкикай. Но у него было очень мало контактов, реальных контактов. Он говорил: «Это выражение моей косвенной лояльности к О-Сэнсэю и семье Уэсибы. Но кроме этого, я не отвечаю ни перед кем. Я делаю то, что делаю, потому что О-Сэнсэй сделал бы это так, думал бы так».

И он призывал меня сделать то же самое. Именно поэтому, особенно во Франции, на самом деле только во Франции, у меня плохая репутация. Люди думают, что так как я не внутри системы, я не серьезен. Но это французская система не серьезна.

Я тренировал учителей в различных организациях в Италии, в Швейцарии, в Германии. Я тренировал людей в Индии, Индонезии и других странах, во всем мире, но во Франции они спорят. Это Франция. Франция и французы.

Я считаю, Франция является страной, где больше практикующих айкидо, чем в любой другой стране.

Я слышал, это.

Больше чем в Японии, больше чем в Соединенных Штатах. Но официально правительство контролирует все. Так как я американец, я не мог преподавать айкидо во Франции.

Не можете без французского государственного диплома.

Несмотря на то, что есть это ограничение, среднего размера страна имеет больше практикующих! Каково ваше мнение по этому вопросу?

Прежде всего я думаю, что французские статистические данные преувеличены. Я думаю, что они очень преувеличены.

Значительно?

Честно говоря, я думаю что да. Несколько лет назад они объявили 20 или 25 тысяч практикующих. Внезапно оно выросло до 30, 40, 60 тысяч. Я думаю, это очень преувеличено. Я не знаю, каковы источники, но мне бы очень хотелось знать, откуда берется информация. Я бы очень хотел знать, я не верю им.

Если бы мы разработали занятия для детей в детских садах, таких как дзюдо, то я бы понял. По статистике, число дзюдоков резко возросло, потому что родители, которые не знали, что делать со своими детьми зарегистрировали их. Но это не относится к айкидо. Так что я не вижу как, или же я пропустил часть истории, базовое количество выросло, в два или три раза. Я подвергаю сомнению статистику. Я не говорю, что я прав, я просто говорю, у меня есть сомнения. Это первый момент.

Второй момент — почему Франция? Я думаю, что есть гораздо больше дзюдоистов во Франции, чем в остальной Европе и США, каратистов тоже, и есть больше кендоков во Франции, чем в любой другой стране. Я думаю, что есть что-то немного особенное во французском духе, что согласуется с боевыми искусствами.

Я читал лекцию в Японии в рамках 150-летия франко-японской дружбы. Посольство Франции пригласило меня, чтобы дать конференцию по будо и французскому духу. Я дал конференцию на французском языке с переводчиком. Может быть, есть что-то во французском духе, я не знаю, я не могу его обнаружить. Я француз, так что это тяжело мне узнать. Я знаю, что в целом французы сварливые, как правило, претенциозные, и высокомерные (смеется). Но это правда! Я говорю вам это, потому что всякий раз, когда я встречаю их за границей, они докучают мне.

Мне стыдно, особенно в Японии, где я стыжусь сказать, что я француз. Они ничего не уважают. Содействуети ли это им? Это слегка неоднозначно. Может быть, они знают, что они настолько непослушными, что они нуждаются в японской дисциплине? Это был мой случай. Я был настолько беспорядочным, что я действительно нуждался в жестких рамках. Возможно, именно поэтому меня тянуло к ним и то почему французы тянутся к японским боевым искусствам. Я не знаю. Или же все наоборот; они настолько полны борьбы, так импульсивны, что в конце концов это подходит им. Я не знаю.

Мы хотели бы поблагодарить за помощь Андреа Debiasi за его роль в организации и редактировании этого интервью для публикации на Aikido Journal.

Оригинал статьи: aikidojournal